22 сентября 2016 года открылся сто двадцать шестой сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). В прошлых выпусках газеты “Реклама” я вспомнил легендарных музыкантов, навсегда вошедших в историю ЧСО, и начал рассказывать о тех, кто в настоящее время составляет славу оркестра. Перед вами – продолжение специального проекта ”Оркестр в лицах”. Часть III.
Катинка Клейн (Katinka Kleijn). Член секции виолончелей ЧСО с 1995 года. Родилась и выросла в Нидерландах. В шестнадцать лет стала победительницей Конкурса молодых исполнителей классической музыки под патронажем нидерландской принцессы Кристины. Занималась у Лоуренса Лессера и Линна Харрелла. В 1999 году основала голландско-американское музыкальное общество, в 2000 году благодаря ее усилиям на музыкальной карте мира появился ежегодный Конкурс исполнителей на струнных инструментах с первым призом - владением великолепным голландским инструментом, сделанным современным мастером. С 2000 года преподает в Школе музыки DePaul University. В ЧСО с 1995 года. Журнал “Timeout Chicago” назвал Катинку “первой виолончельной леди Чикаго”. Активно гастролирует в качестве солистки, играет в камерных ансамблях в США и Европе. Обожает современную музыку. В качестве члена International Contemporary Ensemble (ICE) участвовала в премьерах многих сочинений, была первой в США исполнительницей композиции Магнуса Линдберга “Зона” для виолончели и камерного ансамбля, пьесы “Eternal Escape” и Виолончельного концерта Даи Фуджикура. Премьеры состоялись на фестивале “Mostly Mozart” в Линкольн-центре (Нью-Йорк). 23 августа 2016 года на этом фестивале состоялась мировая премьера Виолончельного концерта Фуджикура, написанного специально для Катинки. Подробности биографии виолончелистки и музыкальные фрагменты в ее исполнении вы найдете на сайте http://katinkakleijn.com/.
Александр Ханна (Alexander Hanna). Концертмейстер секции контрабасов ЧСО с 2012 года. Родился в городке Боулинг Грин (штат Огайо). С четырех лет учился играть на фортепиано, в тринадцать решил посвятить себя контрабасу. “В тот год родители взяли меня на концерт Берлинского филармонического оркестра в Энн Арбор. Я услышал две симфонии Бетховена: Пятую и Шестую. Этот вечер изменил мою жизнь”. На вопрос, почему он выбрал контрабас, Ханна отвечает: “Меня восхитил темный звук инструмента. Кроме того, мне нравилась идея, что на контрабасе можно играть в разных стилях. А еще у меня были друзья, которые играли на этом инструменте в школьном оркестре”. В юности Ханна выступал с Симфоническим оркестром Толедо, солируя как на фортепиано, так и на контрабасе. Лауреат приза музыкального центра в Танглвуде. После окончания учебы в Музыкальном институте Кертиса с 2008 до 2012 года работал концертмейстером секции контрабасов Детройтского симфонического оркестра. Концертмейстер группы контрабасов оркестра музыкального фестиваля в Беллингхеме. В этом качестве выступал на музыкальных фестивалях в Танглвуде, Вербье и камерном музыкальном фестивале на Великих озерах. Преподает в DePaul University, проводит уроки для музыкантов-контрабасистов из Civic Orchestra, мастер-классы в симфонических оркестрах США и Европы. А еще – проводит время с женой Ханной, играет с собакой Чарли, ездит на велосипеде, занимается йогой, пьет экспрессо, смотрит шоу с участием Джона Стюарта и Стивена Колберта. Говорит, что жена (ее имя совпадает с его фамилией) обладает многими талантами. Одним из самых ярких является кулинарный. Выбрать любимое блюдо ему трудно. Остановился на картофельной запеканке с мясом (жена делает ее на день рождения и по другим особым случаем) и ризотто.
Стивен Лестер (Stephen Lester). Член секции контрабасов ЧСО с 1978 года. Родился в Чикаго. Окончил Северо-Западный университет. Профессиональную карьеру начал еще в студенческие годы, музицируя в оркестре Грант-парка (Чикаго). С 1974 до 1976 года играл в оркестре Лирик-оперы, с 1976 до 1978 года - в Симфоническом оркестре Милуоки. В ЧСО с 1978 года. Руководитель профсоюзного комитета. Возглавляет делегацию музыкантов на переговорах с администрацией. С 1997 года - преподаватель Roosevelt University. В свободное время обожает читать книги на исторические темы и путешествовать с женой Рейчел, скрипачкой ЧСО.
Сара Баллен (Sarah Bullen). Концертмейстер секции арф ЧСО с 1997 года.
Выпускница Джульярдской школы (дипломы бакалавра и мастера). Карьеру музыканта оркестра начала в 1981 году, став концертмейстером секции арф Симфонического оркестра Юты. С 1987 по 1997 годы была первой арфисткой оркестра Нью-Йоркской филармонии. Выступает в качестве солистки с лучшими оркестрами мира. Педагог, камерный исполнитель, член жюри многочисленных международных конкурсов. Одна из лучших арфисток XX века по версии журнала “Harp Column”. В прошлом – руководитель отделения арфы Манхэттенской школы музыки. Профессор отделения арфы Roosevelt University. Автор бестселлера “Principal Harp: A Guidebook for the Orchestral Harpist”.
Стефан Рагнар Хескулдссон (Stefán Ragnar Höskuldsson). Концертмейстер секции флейт ЧСО с 30 мая 2016 года. Родился в Исландии. Учился в Школе музыки Рейкьявика (класс Бернхарда Уилкинсона) и Royal Northern College of Music в Манчестере (педагоги - Питер Ллойд и Виссам Бустани). С 2004 по 2008 годы играл в секции флейт оркестра Метрополитен-оперы, с 2008 по 2016 годы был концертмейстером секции флейт этого оркестра. В качестве приглашенного флейтиста играл в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре и на фестивале Mostly Mozart. Среди сольных концертов музыканта - выступления на Pacific Music Festival в Саппоро, на Международном фестивале флейтистов сэра Джеймса Галвея в Люцерне, эфир на радио BBC Radio 3 “In Tune” в Лондоне. Ведет занятия в частной студии в Нью-Йорке. С 2010 года преподает в институте при Pacific Music Festival (Саппоро). Дает мастер-классы в Джульярдской школе, Манхэттенской школы музыки, Mannes College of Music, Guildhall School of Music and Drama, Королевской академии музыки в Лондоне.
В начале 2015 года вышел дебютный сольный альбом музыканта “Solitude” (Delos label) с фрагментами из произведений Ф.Шуберта, Л.Либермана, С.Прокофьева, Джей-Джея Йоханссона. С 17 октября по 3 ноября 2015 года Хескулдссон играл в ЧСО в качестве приглашенного первого флейтиста, в январе 2016 года принял участие в туре ЧСО по странам Азии. Подробности биографии музыканта и музыкальные фрагменты вы найдете на сайте музыканта http://www.stefanragnarhoskuldsson.com/.
Дженнифер Ганн (Jennifer M. Gunn). Играет на флейте пикколо в ЧСО с июня 2005 года. Родилась в городке Селинсгров (штат Пенсильвания). Окончила Duquesne University в Питтсбурге (диплом бакалавра). С 2001 по 2004 годы – концертмейстер секции флейт оркестра Fort Wayne Philharmonic (штат Индиана), в сезоне 2004-05 годов работала вторым концертмейстером в Симфоническом оркестре Луисвилла (штат Кентукки). Лауреат многочисленных музыкальных конкурсов, в том числе – победитель National Flute Association’s Piccolo Artist Competition в 2004 году. В ЧСО принята Даниэлем Баренбоймом в июне 2005 года. Преподает в Chicago College of Performing Arts at Roosevelt University. Часто принимает участие в концертах современной музыки. Играет в качестве приглашенной солистки в разных американских оркестрах. Муж Дженнифер – Джонатан Ганн, кларнетист Симфонического оркестра Цинциннати. Пара делит свое время между Цинциннати и Чикаго.
Алекс Кляйн (Alex Klein). Концертмейстер секции гобоев ЧСО в 1995-2004 годах и с 2016 года. Последнее назначение маэстро Мути. Алекс Кляйн родился в 1964 году в городе Порту-Алегри (Бразилия). Профессиональную карьеру гобоиста начал в возрасте одиннадцати лет, присоединившись к одному из лучших в Бразилии камерных ансамблей Camerata Antiqua. Выпускник консерватории Оберлина (США). Будучи студентом, завоевал Первую премию на Первом международном конкурсе гобоистов в Нью-Йорке. Лауреат Первых премий Международного конкурса гобоистов в Женеве (1988 год), Токио и The Fernand Gillet Young Artist Competition (США).
Первое пришествие Кляйна в ЧСО состоялось в 1995 году по приглашению тогдашнего музыкального руководителя Д.Баренбойма. В 2002 году Кляйн стал лауреатом премии “Грэмми” в категории ”Лучший инструменталист” за запись Гобойного концерта Р.Штрауса (ЧСО дирижировал Д.Баренбойм, запись Teldec label.) В ЧСО он работал до 2004 года. В тот год время для Кляйна остановилось. Еще в мае 2001 года он заметил, что во время игры теряет контроль над пальцами. У музыканта стала развиваться фокальная дистония - страшное и неизлечимое неврологическое заболевание. Непроизвольные сокращения мышц двух пальцев левой руки, казалось, постепенно отнимали у Кляйна любимый инструмент. Долгие часы он занимался акупунктурой и физиотерапией. Многие из упражнений были чрезвычайно болезненны. Его трости были мягче обычных. Конструкция инструмента была изменена, чтобы пальцы легче касались клавиш. Ничего не помогало. Он играл столько, сколько могли терпеть его мышцы, и отменял выступления в последний момент, когда не мог справиться с рукой. Коварство ситуации состояло в том, что когда он не играл на гобое, его пальцы работали просто отлично. Репетируя дольше, он лишь еще больше причинял себе боль. В результате в какой-то момент он понял, что не может обеспечить необходимый уровень игры. В апреле 2004 года, после девяти лет в оркестре, Кляйн объявил, что уходит. Три месяца спустя он сыграл свой последний концерт в Равинии, а затем вернулся к родителям, в город Куритиба. Вернулся пустой и ошеломленный. “Это был самый депрессивный период в моей жизни, - сказал он, оглядываясь на страшную цепь событий, включающую распад его первого брака. - У меня ничего не было, некуда было идти, не было дома. Я сидел на диване в течение нескольких месяцев.” Он не мог брать в руки гобой. Всякий раз, когда он это делал, пальцы начинали болеть.
Необходимость зарабатывать на жизнь заставила его обратить внимание на другие возможности. Кляйн стал заниматься дирижированием и административной работой. Он основал крупнейший музыкальный фестиваль Латинской Америки Santa Catarina Music Festival (FEMUSC) и стал его художественным руководителем, основал и стал генеральным директором Программы социальной интеграции с помощью музыки и искусств (PRIMA) в Бразилии - аналог венесуэльской программы школьного музыкального образования “El Sistema”. Он давал мастер-классы в Джульярдской музыкальной школе, национальных консерваториях Парижа, Лиона, Москвы, Санкт-Петербурга, в Центральной консерватории Пекина. В 2010-2012 годах был художественным руководителем Муниципального театра и Симфонического оркестра в Сан-Паулу (Бразилия). С 2007 года - гобоист фестивального оркестра ”Sunflower” в городе Топика (штат Канзас).
Он делал много полезного и был радушным гостем во многих странах мира, но сам он мечтал вернуться к игре на гобое. Когда после ухода Евгения Изотова в ЧСО образовалась вакансия на место концертмейстера, он рискнул попробовать. В апреле Кляйн выступил в концертах с маэстро Мути. Результат превзошел все ожидания: музыкантом остались довольны как дирижер, так и коллеги. В июне оркестр пригласил Кляйна на прослушивание. ”Моей первой реакцией было сказать ”Нет”, - сказал пятидесятиоднолетний Клейн, опасаясь провала. - Но мои коллеги и администрация поощряли меня с полным знанием того, что я могу и чего не могу делать. И я решил попробовать.” Он играл для комиссии и маэстро Мути и выиграл прослушивание. 4 августа 2016 года Алекс Кляйн вернулся в оркестр. Его первый концерт в новом (старом) статусе концертмейстера гобойной секции ЧСО состоялся в Равинии 5 августа. Большинство музыкантов встретили Кляйна словами ”Добро пожаловать домой!” ”Такое ощущение, что я никогда не покидал оркестр, - заметил Кляйн после недавней репетиции. - Это, как сон. Я никогда не думал, что это произойдет снова в моей жизни. Теперь мы опять вместе, и мои коллеги поддерживают меня, как в то время, когда я покинул оркестр.”
Кляйн не излечился от болезни: ”У меня целая система. Я установил на гобое новый ключ G, что позволяет мне играть немного в сторону, как на саксофоне. У меня есть личный тренер. Я продолжаю разрабатывать мягкие ткани, заниматься рольфингом и иглоукалыванием. Я научился распознавать признаки тендинита, прежде чем они повторятся. Конечно, я должен быть осторожным, - Шварценеггером я не стану. Но я горжусь тем, что в этом году дистония не оказывает никакого влияния на мою игру”.
Кляйн не излечился от болезни: ”У меня целая система. Я установил на гобое новый ключ G, что позволяет мне играть немного в сторону, как на саксофоне. У меня есть личный тренер. Я продолжаю разрабатывать мягкие ткани, заниматься рольфингом и иглоукалыванием. Я научился распознавать признаки тендинита, прежде чем они повторятся. Конечно, я должен быть осторожным, - Шварценеггером я не стану. Но я горжусь тем, что в этом году дистония не оказывает никакого влияния на мою игру”.
Алекс Кляйн далеко не одинок в борьбе с фокальной дистонией. По оценкам Фонда исследования дистонии (The Dystonia Medical Research Foundation), этим заболеванием охвачены от одного до двух процентов профессиональных музыкантов. Это примерно один музыкант во всех симфонических оркестров и около десяти тысяч профессиональных музыкантов по всему миру. Из-за фокальной дистонии пианисты Леон Флейшер и Гари Граффман потеряли контроль над правой рукой. Потребовались десятилетия напряженных усилий и лечения, чтобы в полной мере восстановить музицирование обеими руками. Мало того, что не существует никакого лечения этой болезни, - для медицинской науки остается загадкой ее причины. Заболевание, как правило, наступает на пике карьеры музыканта, в возрасте тридцати пяти - сорока лет. (Кляйн был диагностирован в тридцать шесть.) Как и он, большинство инструменталистов борются с болезнью изо всех сил, чтобы восстановить свою оптимальную форму.
У Кляйна - двое детей от первой жены: восемнадцатилетняя дочь изучает антропологию в университете Питтсбурга, и двадцатиоднолетний сын, живущий в западном пригороде Чикаго Riverside. Вторая жена Кляйна - фаготистка Каталина. У них двое маленьких детей и дом в Монреале, где развивается ее карьера. Осенью они планируют переехать на постоянное место жительства в Чикаго. Кляйн говорит “Я готов остаться в Чикаго до конца моей карьеры и полностью посвятить себя ЧСО. Посмотрим, что будет дальше. Я не хочу, чтобы зрители знали, что у меня есть какие-либо проблемы во время исполнения... Это потрясающе - быть в составе такого оркестра. Я просыпаюсь утром и не верю, что это происходит на самом деле”.
История Кляйна - прекрасный стимул для тысяч музыкантов, сражающихся со страшной болезнью. (В заметке об Алексе Кляйне использованы фрагменты его интервью газете “Chicago Tribune” и рассказ музыкального критика Джона фон Райна о его творчестве.)
Окончание парада музыкантов – членов ЧСО читайте в следующем номере нашей газеты.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО ЧСО
Фото 2. Катинка Клейн
Фото 3. Александр Ханна
Фото 4. Стивен Лестер
Фото 5. Сара Баллен
Фото 6. Стефан Рагнар Хескулдссон
Фото 7. Дженнифер Ганн
Фото 8. Алекс Кляйн
(Все фотографии – Тодд Розенберг)
Комментариев нет:
Отправить комментарий