Действующие лица и исполнители:
Вотан – Эрик Оуэнс (Eric Owens),
Фрикка – Таня Ариане Баумгартнер (TanjaAriane Baumgartner, дебют на оперной сцене США),
Доннер – Захарий Нелсон (Zachary Nelson, дебют в Лирик-опере),
Логе – Стефан Маргита (Stefan Margita),
Альберих – Сэмюэл Юн (Samuel Youn, дебют на оперной сцене США),
Миме - Роделл Розел (Rodell Rosel, дебют в Лирик-опере),
Фазольт – Вильгельм Швингхаммер (WilhelmSchwinghammer, дебют в Лирик-опере),
Фазольт – Вильгельм Швингхаммер (WilhelmSchwinghammer, дебют в Лирик-опере),
Фафнер – Тобиас Керер (Tobias Kehrer, дебют в Лирик-опере),
Эрда – Окка фон дер Дамерау (Okka von derDamerau, дебют в Лирик-опере).
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Дэвид Паунтни.
Новая постановка сделана Лирик-оперой совместно с театром “Реал” (Мадрид).
1-22 октября 2016 года (шесть спектаклей).
Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
Новый, шестьдесят второй сезон Лирик-опера открывает новой постановкой драмы Рихарда Вагнера “Золото Рейна”. Подзаголовок гласит: “Предвечерие тетралогии “Кольцо нибелунга” в четырех картинах”. Нас ждет Пролог, вынесенный в отдельное произведение, за которым следуют три музыкальные драмы (слово опера не подходит к этим сочинениям), объединенные единым либретто, написанным самим композитором: “Валькирия” (первый день музыкального представления), “Зигфрид” (второй день), “Гибель богов” (третий день). Тетралогия создавалась на протяжении почти тридцати лет, причем “Гибель богов” была начата вместе с “Золотом Рейна”, писалась с большими перерывами и была окончена последней. Написание тетралогии не было перманентным процессом. Две первые части тетралогии – “Золото Рейна” и “Валькирия” - были поставлены отдельно. Премьера “Золота Рейна” состоялась 22 сентября 1869 года в Мюнхене. Двадцать лет заняла работа над двумя остальными частями. Вагнер писал: “Я оставил своего Зигфрида во втором действии под липой и принялся за Тристана”, затем написал еще ”Нюрнбергских мейстерзингеров”. По его словам, он сам не знал, когда найдет время снова приняться за тетралогию. К тому времени, как он вернулся к сочинению “Зигфрида”, у него уже был собственный оперный театр в Байрейте и реальная возможность поставить тетралогию целиком. Титанический труд был окончен к 1874 году, и спустя два года тетралогия впервые была поставлена на байрейтской сцене, после которой началось ее триумфальное шествие по оперным театрам мира.
”Золото Рейна” (как и вся тетралогия ”Кольцо нибелунга”) основана на скандинавской и немецкой мифологиях. Как у всякой мифологии, в опере (вернемся к традиции) есть свой Бог (верховный бог Вотан), мифическая земля - особый воинский рай Вальгалла, бесстрашный воин, сражающийся со злом (Зигфрид, он появится в “Валькирии”), древнее племя богатырей (нибелунги). А еще - полубоги, русалки-валькирии, доставлявшие павших героев в Вальгаллу, злодеи и карлики, летающие кони, юные герои и отвратительные злобные существа, прекрасные женщины и мудрецы... А еще - переодевания, поединки, чаши с ядом, цветущие сады... А еще (и это главное) - чудеса всевозможные да магия волшебная... Конечно, за всем этим стоит грандиозный вагнеровский мир с его философией и политикой. Вагнера тянут к себе и используют разные силы для продвижения нужных им идей. Но это все политика. А если от нее отойти...
Как ставить сегодня оперы великого и ужасного Рихарда? В разных театрах на этот вопрос отвечают по-разному. Кто-то делает упор на мистику, кто-то ставит оперы, как бытовые драмы. Есть жесткий, агрессивный немецкий Вагнер и нордически холодный скандинавский Вагнер, есть сказочный, традиционный американский Вагнер и теплый русский Вагнер (тетралогия успешно идет в Мариинском театре уже несколько лет). В семидесятые годы французский режиссер Патрис Шеро поставил на Байрейтском фестивале “Кольцо нибелунга”, где герои ходили в пиджаках и с копьями. Не только он - сегодня все ставят осовремененного Вагнера. После “Властелина колец” и “Гарри Поттера” мифологией зрителя не удивишь, новые варианты прочтения тетралогии надо искать в чем-то другом. Лучше всего тетралогию можно представить как вполне обыкновенную для ХХ века семейную историю с продолжением, эдакую “Сагу о нибелунге”. Впрочем, не будем гадать и подождем премьеры.
Свое первое “Кольцо...“ генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд продюсировал в Национальном театре Уэльса еще до того, как стал работать там генеральным директором. Второй раз он взялся за тетралогию, будучи директором Хьюстонской Гранд-оперы, но покинул театр до премьеры, переехав в Чикаго. Третье “Кольцо...“ Фрейд твердо намерен встретить на рабочем месте директора Лирик-оперы.
Музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис любит Вагнера и ждет многого от новой постановки. В беседе со мной на вопрос о наиболее запоминающихся спектаклях дирижер вспомнил прошлое “Кольцо...”: “Запомнилась тетралогия “Кольцо нибелунга” Вагнера – не самого приятного человека, но гениального и очень целеустремленного композитора. Вагнер написал план создания опер, и этот план был завершен! Он начал с финала, со смерти Зигфрида, потом написал “Золото Рейна” и “Валькирию”, вдруг остановился и сочинил “Майстерзингеров” и “Тристана и Изольду”. Как бы между делом он сочинил две прекрасные оперы, потом вернулся к “Кольцу” и закончил его на высокой ноте. “Гибель богов” – это крещендо тетралогии в смысле мощи и глубины музыки”. На пресс-конференции перед началом сезона Дэвис сказал: “Я с нетерпением жду возвращения в мир музыки Вагнера. Как и во всех величайших произведениях искусства, тетралогия всегда будет предлагать нам пищу для размышлений. Способность проникновения Вагнера в каждый аспект человеческого существования никогда не перестает восхищать меня. Я в восторге от красоты, которой Вагнер щедро одарил партитуры своих необычных опер”.
Последний раз в Лирик-опере “Золото Рейна“ и вся тетралогия ставилась в сезоне 2004-05 годов в постановке немецкого режиссера Герберта Келлнера (эти спектакли вспоминал Дэвис.) К новой постановке готовится английский режиссер Дэвид Паунтни, знакомый нам по опере М.Вайнберга “Пассажирка” сезона 2014-15 годов. С ним работает та же команда: сценограф – Роберт Иннес Хопкинс (первым сценографом постановки был Йохан Энгельс, работавший также над “Парсифалем”. Макет декораций ”Кольца...” был готов к осени 2014 года. Энгельс умер 8 ноября 2014 года), дизайнер по костюмам – Мари-Жан Лекка, дизайнер по свету – Фабрис Кебурис, хореограф – Денни Сайерс. С 1 по 4 августа прошел четырехдневный период технических репетиций. В эти дни полным ходом идет окончательная подготовка к премьере.
Бас-баритон из Филадельфии Эрик Оуэнс дебютировал в Лирик-опере в партии генерала Лесли в опере Джона Адамса “Доктор Атомик” (сезон 2007-08 годов). Он был исполнителем партии Геркулеса в одноименной опере Г.Ф.Генделя (сезон 2010-11 годов), с Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) под управлением Риккардо Мути участвовал в концертном исполнении “Отелло” Дж.Верди. Мне Оуэнс больше всего запомнился в партии Водяного в опере А.Дворжака “Русалка” в Лирик-опере (сезон 2013-14 годов). Поет он, в основном, классику, но при этом особый интерес проявляет к малоизвестным операм XX века и современным сочинениям. Так, одним из своих главных достижений он считает не исполнение партий в операх Генделя, Верди или Вагнера, а участие в концертном исполнении оперы Дьердя Лигети “Великий Мертвиарх” с оркестром Нью-Йоркской филармонии под управлением Алана Гилберта.
В “Золоте Рейна” нас ждет целый парад немецких солистов. Три из них дебютируют в Лирик-опере, а исполнительница партии Фрикки Таня Ариане Баумгартнер впервые выступает на американской оперной сцене. Ее предшественница Лариса Дядькова в 2004 году в беседе со мной признавалась: “Получив приглашение из чикагской оперы спеть в “Золоте Рейна” Вагнера, я с радостью согласилась, пожертвовав многими хорошими постановками. Меня приглашали в Ковент-гарден на “Бал-маскарад”, во Флоренцию на “Хованщину”. Были и другие интересные предложения, от которых мне пришлось отказаться, чтобы попробовать себя в Вагнере. Я убежала от всех “Аид”, “Трубадуров”, “Балов-маскарадов” в новый репертуар”. Что касается Баумгартнер, то ей никуда убегать не приходится. С Вагнером она ”на дружеской ноге” с лета, когда исполнила партию Фрикки во Франкфуртской опере. Она уже много лет поет там главные партии как в немецком, так и в итальянском репертуарах. С некоторых пор ее называют “секретным оружием” Франкфурта. Баумгартнер окончила Школу музыки в Карлсруэ и Венскую консерваторию. С 2002 по 2008 годы была солисткой Люцернской оперы. Репертуар певицы невероятно разнообразен: от Верди до Штрауса, от Массне до Бартока и современных опер. В сезоне 2014-15 годов во Франкфуртской опере она участвовала в мировой премьере оперы ”Сирены” Рольфа Рима. В Зальцбурге дебютировала в 2010 году в партии Гешвитц в ”Лулу” А.Берга, в 2012 году там же исполнила партию Шарлотты в опере Б.Циммермана ”Солдаты”. Летом 2013 года с партией Клайрон (”Каприччио” Р.Штрауса) дебютировала в Ковент-гарден, в мае 2014 года с партией Брангены (”Тристан и Изольда” Р.Вагнера) - в Немецкой опере Берлина. В январе этого года состоялся еще один примечательный дебют певицы. Она впервые выступила на сцене Венской оперы в той же партии Брангены (служанки Изольды).
С солисткой Баварской оперы Оккой фон дер Дамерау мы познакомились в конце июня на закрытии 125-го сезона ЧСО. Она исполнила меццо-сопрановую партию в сочинении А.Брукнера “Te Deum”. У нее выразительный, глубокий, сильный голос - все то, что нужно для опер Вагнера. Окка родилась в Гамбурге, училась в Ростоке, Штутгарте и Фрайбурге. С 2006 по 2010 годы выступала в Ганноверской опере. В 2013 году за выдающиеся достижения в вокальном искусстве была награждена премией Мюнхенского оперного фестиваля. В 2014 году на фестивале в Байрейте участвовала в новой постановке “Кольца нибелунга” режиссера Франка Касторфа. Певица исполнила партии Флосхильды (“Золото Рейна“), Гримгерды (“Валькирия“) и Первой Норны (“Гибель богов“). Оркестром дирижировал Кирилл Петренко.
В немецкой команде - солист Гамбургской оперы, бас Вильгельм Швингхаммер (партия великана Фазольта) и солист Немецкой оперы Берлина, басТобиас Керер (партия великана Фафнера).
Для молодого корейского баритона Сэмюэля Юна выступления в Лирик-опере станут двойным дебютом. Он впервые выступает на американской оперной сцене и впервые - в партии властителя нибелунгов Альбериха.
Баритон из Аннаполиса (штат Мэриленд) Захарий Нелсон дебютирует в партии бога грома Доннера.
Первый спектакль нового сезона (опера “Золото Рейна“) будет транслироваться в прямом эфире на радиостанции 98.7 WFMT Чикаго и на сайтеwfmt.com. Начало трансляции - 1 октября в 5.45 pm. На сайте lyricoperalive.org слушатели получат возможность в прямом эфире читать субтитры на английском языке.
Первый раз за всю свою историю чикагский театр начинает сезон с оперы Вагнера. Первый, но не последний. В течение трех следующих сезонов на сцене Лирик-оперы прозвучат “Валькирия” (2017-18), “Зигфрид” (2018-19), “Гибель богов” (2019-20), а после окончания основного сезона 2019-20 годов, весной 2020 года, – в течение трех недель три раза целиком вся тетралогия “Кольцо нибелунга”.
Итак, утренняя заря освещает замок, за которым - долина Рейна. Первая ремарка Вагнера звучит так: “Зеленоватые сумерки, более светлые кверху и более темные книзу. Верхняя часть сцены заполнена волнующейся водной массой, которая безостановочно течет справа налево. Ниже вода словно разрежается в сырой туман, все более и более теряющий свою плотность, так что пространство от самого дна на мужской рост вверх кажется совсем свободным от воды, которая стелется и движется, подобно облакам, над этой темной глубью. Повсюду высятся крутые утесы рифов, обрамляющих сцену. Дикие зубчатые глыбы скал сплошь покрывают все дно, так что оно нигде не представляет ровной плоскости; в полнейшем мраке можно предположить еще более глубокие расселины“. В глубоких водах Рейна плещутся три русалки. Золото спит на дне Рейна. Золото, таящее в себе все зло, которое свершится в будущем. “Золото Рейна”...
Nota bene! Билеты на оперу ”Золото Рейна” и другие спектакли сезона 2016-17 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1-13. Подготовка к премьере. Все фото – Майкл Бросилоу
Фото 1-13. Подготовка к премьере. Все фото – Майкл Бросилоу
Комментариев нет:
Отправить комментарий